на основе
одноименного каталога Н.А. Маясовой
виртуальная выставка
Древнерусское лицевое
шитье
ЧИТАТЬ
Собрание произведений древнерусского изобразительного, или лицевого, шитья Музеев Московского Кремля — одно из самых значительных коллекций в нашей стране, не только в количественном, но и в качественном отношении. Выставка представляет произведения XIII - начала XVIII в. Коллекцию составляют в основном предметы церковного назначения. Это плащаницы, воздухи, покровцы, хоругви, покровы на гробницы, пелены, облачения духовенства, представляющие огромную художественную и историческую ценность.
О
ВЫСТАВКЕ
ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛИЦЕВОЕ
ШИТЬЕ
Лицевое шитьё, пришедшее на Русь после принятия христианства в 988 году, развивалось под влиянием Византии, как и иконопись, фресковая живопись и миниатюра. Этот вид церковного искусства достиг большого расцвета, обогатившись разнообразными техниками и художественными решениями. Важную роль в его развитии сыграл богатый опыт ткацкого и вышивального мастерства славянских племён, образовавших Киевскую Русь. Об этом свидетельствуют многочисленные орнаментальные мотивы, отражающие мировоззрение людей того времени. Эти мотивы часто украшают произведения лицевого шитья.
Шитые покровы и пелены обычно имеют центральный элемент с основным изображением (евангельские или библейские сюжеты, святые, житийные сцены) и кайму с аналогичными изображениями или орнаментами. Чаще всего кайма содержит литургические или вкладные надписи.
Произведения лицевого шитья дарились церквам и монастырям, где накапливались в больших количествах. Они были частью сакрального пространства храма, символизируя божественное присутствие во время богослужений. Яркие, украшенные шелками, золотом, жемчугом и драгоценными камнями, они создавали торжественную атмосферу. Шитые пелены, иконостасы, хоругви и знамена использовались в торжественных шествиях, церемониях, смотрах и походах. Памятники шитья также дарили духовенству других православных стран.
КРЕМЛЕВСКОЕ СОБРАНИЕ
формирование и состав
сохранность и реставрация
Коллекция лицевого шитья Музеев Московского Кремля сформировалась в 1918-1930-х годах из ризниц церквей и монастырей Кремля, Патриаршей ризницы, Оружейной палаты, а также закрытых после Октябрьской революции 1917 г. монастырей и царских дворцов. Основными источниками пополнения коллекции были Архангельский собор, Успенский собор, Вознесенский и Чудов монастыри. Из внекремлевских поступлений много предметов поступило из Соловецкого монастыря, Костромских монастырей, церквей и соборов Суздаля.


Как уже отмечалось, многие произведения древнего шитья были утрачены. В кремлевском собрании сохранились лишь единичные произведения, выполненные до ХVІ в. Причин для их гибели было множество. Кремль часто горел. Много терпели древние памятники и от вражеских нашествий. Так, ворвавшиеся в 1382 г. в Кремль орды Тохтамыша, наряду с иконами, «и пелены, златом шитыя и жемчюгом саженыя, ободраша». А в «лихолетие» начала XVII в. среди похищенных вещей были и произведения шитья, обнаруженные впоследствии в разных городах Западной Европы.
Много древних памятников было уничтожено самим духовенством «за ветхостью» или подверглось переделкам. Многие произведения утратили древний фон и каймы.
Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация. Основная задача современной реставрационной практики - не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. Наряду с применением традиционных приемов - промывка дистиллированной водой, дублирование тканей тонированным газом с помощью мучного клея, укрепление и восстановление утраченного шитья иглой - выработались и новые методы реставрации, предусматривающие индивидуальный подход к каждому произведению и наименьшее вмешательство в его структуру.
сохранность и реставрация
Как уже отмечалось, многие произведения древнего шитья были утрачены. В кремлевском собрании сохранились лишь единичные произведения, выполненные до ХVІ в. Причин для их гибели было множество. Кремль часто горел. Много терпели древние памятники и от вражеских нашествий. Так, ворвавшиеся в 1382 г. в Кремль орды Тохтамыша, наряду с иконами, «и пелены, златом шитыя и жемчюгом саженыя, ободраша». А в «лихолетие» начала XVII в. среди похищенных вещей были и произведения шитья, обнаруженные впоследствии в разных городах Западной Европы.
Много древних памятников было уничтожено самим духовенством «за ветхостью» или подверглось переделкам. Многие произведения утратили древний фон и каймы.
Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация. Основная задача современной реставрационной практики - не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. Наряду с применением традиционных приемов - промывка дистиллированной водой, дублирование тканей тонированным газом с помощью мучного клея, укрепление и восстановление утраченного шитья иглой - выработались и новые методы реставрации, предусматривающие индивидуальный подход к каждому произведению и наименьшее вмешательство в его структуру.
КНИГИ И СУВЕНИРЫ
Издание приурочено к одноименной выставке в Музеях Московского Кремля и посвящено основным этапам многовековой истории взаимоотношений Франции и России, а также выдающимся личностям, которые внесли вклад в развитие русско-французских связей в сферах дипломатии, науки, культуры и искусства.
Каталог включает три раздела: «Межгосударственные контакты в эпоху Средневековья и посольства первых Романовых», «Изучая французский опыт: духовное сближение и просвещенное взаимодействие» и «Противостояние с Первой империей – союз с Третьей республикой», которые охватывают историю русско-французских отношений начиная с XI века, когда дочь великого князя Ярослава Мудрого Анна стала супругой французского короля Генриха I, и до конца правления династии Романовых.
В каталоге, сопровождающемся большим количеством иллюстраций, представлены более 200 экспонатов из ведущих собраний России, Франции и Великобритании – великолепные произведения искусства, созданные талантливыми французскими и русскими мастерами, книги и документы, связанные с судьбами выдающихся государственных деятелей, ученых и литераторов. Общее прошлое двух великих держав показано в книге как сложный, живой и полифоничный процесс, как диалог сквозь века, основанный на взаимном интересе и давних культурных связях наших народов.

ПРЕССА И МЕДИА
ПРЕСС-РЕЛИЗ
17 сентября 2021 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе», организованная в перекрестный Год межрегионального сотрудничества России и Франции. В рамках проекта, посвященного многовековой истории культурных и дипломатических отношений двух стран, будет представлено более двухсот экспонатов: мемориальные предметы, архивные документы и художественные произведения из российских и зарубежных музеев.

Музеи Московского Кремля продемонстрируют историю русско-французских отношений через переплетение судеб ярких личностей: выдающихся государственных деятелей, ученых, литераторов, художников и мастеров. Такой подход позволит воссоздать в экспозиции отношения двух стран как живой, многогранный, временами противоречивый, но неизменно плодотворный для обеих сторон процесс.
06.09.2021
ФРАНЦИЯ И РОССИЯ. 10 ВЕКОВ ВМЕСТЕ
СТАТЬИ
ВИДЕО
ГОСТИ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
РЕЖИМ РАБОТЫ
с 10.00 до 17.00
кассы: с 09.30 до 16.30
выходной – четверг
камера хранения: с 09:00 до 18:30
экскурсионное бюро:
СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ?
билет на посещение выставки доступен онлайн, в кассах и терминалах Музея. Для основной категории граждан. Посещение выставки организовано по сеансам каждые полчаса
с 10:00 до 16:30.
билет на посещение выставки
с экскурсией доступен онлайн и в кассах Музея. Для всех категорий граждан. Посещение выставки организовано по сеансам каждые полчаса с 10:00 до 16:30.
Проход в музеи возможен только
в маске, перчатках и с соблюдением дистанции 1,5 метра
1
3
2
4
Экскурсионно-туристический центр
в Александровском саду
Кутафья башня
проход на территорию
Выставочный зал Успенской Звонницы
Выставочный зал Патриаршего дворца
НАЧАЛО ОСМОТРА
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСМОТРА
КАК ДОБРАТЬСЯ?
спонсоры выставки
информационные партнеры
стратегический
медиапартнер
радиопартнер
ПАО «Промсвязьбанк»
Золотодобывающая компания
FRANCE & RUSSIA
10 CENTURIES TOGETHER
ФРАНЦИЯ
РОССИЯ
И
10
ВМЕСТЕ
ВЕКОВ
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ УСПЕНСКОЙ ЗВОННИЦЫ
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ ПАТРИАРШЕГО ДВОРЦА
2
1
17.09.21 - 09.01.22
О ВЫСТАВКЕ
Выставка, посвященная истории российско-французских отноше-ний включает более двухсот экспонатов. Среди них архивные документы, личные вещи глав государств и дипломатические дары, бесценные произведения искусства. На протяжении столетий их бережно хранят музеи, архивы, библиотеки обеих стран, и, прежде всего, государева сокровищница ‒ Оружейная палата Московского Кремля. Выставку открывает уникальный документ, напоминающий нам о событиях XI века, когда древне-русская и французская правящие династии породнились: дочь князя Ярослава Мудрого Анна вышла замуж за короля Генриха I. Это манускрипт из фондов Националь-ной библиотеки Франции 1063 го-
да с кириллической надписью, предположительно, автографом Анны Ярославны. В 1896 году копию документа преподнесли императору Николаю II во время его официального визита в Париж. Тогда же российскому монарху довелось увидеть так называемое Реймсское Евангелие, которое в XIX веке связывали с именем Анны Ярославны, поскольку часть текста написана кириллицей на церковнославянском языке. Факсимильную копию рукописи Президент Российской Федерации В.В. Путин подарил Президенту Франции Э. Макрону во время официального визита в 2017 году. Реймсское Евангелие ‒ символ дружеских связей двух стран ‒ является одним из ключевых экспонатов выставки.




Начиная с XVII века, когда во Францию были направлены пер-вые царские посольства, русско-французские связи постепенно крепли, а после визита Петра I в Париж между двумя великими державами установились постоян-ные дипломатические отношения. Символично, что рисунок Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», занимающий почетное место на выставке, был преподнесен Председателем Временного правительства Французской республики Шарлем де Голлем руководству СССР в 1944 году в качестве дипломати-ческого подарка. В XVIII столетии политический диалог сопровож-дался приобретением для российского двора французских ювелирных изделий, произведе-ний живописи и скульптуры, оружия и тканей. Из Франции в Россию приглашали талантливых мастеров. Об увлечении француз-ским искусством и предметами роскоши при российском импера-торском дворе свидетельствуют
представленные на выставке шпалеры, парадные костюмы юного императора Петра II, изысканные кружева российских государынь, предметы из серебряного Париж-ского сервиза императрицы Елизаветы Петровны, а также вир-туозные творения французских оружейников, в том числе пара пистолетов императора Петра III работы королевского оружейника Ж.-Б. Лароша. Портреты из собра-ния ГМИИ им. А.С. Пушкина воссоздают галерею выдающихся политических и культурных деяте-лей времен правления Елизаветы Петровны и Екатерины II: россий-ского посла во Франции князя Д.М. Голицына и его супруги, известного галломана и «вольтерьянца» графа А.П. Шувалова, а также сына короля Людовика XV – дофина Людовика. В разделе, посвященном эпохе Екатерины II, представлены предметы знаменитого Орловского сервиза Ж.-Н. Ретье и принадле-жавший императрице драгоценный чернильный прибор с часами парижской работы. Уникальные

экспонаты из собрания музея-заповедника «Павловск» призваны оживить воспоминания о загранич-ном путешествии великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, а годы Великой французской революции находят отражение в редчайших мемориаль-ных предметах и портретах, выпол-ненных Э. Виже-Лебрен, любимой художницей королевы Марии-Антуанетты. Особый раздел экспо-зиции посвящен взаимоотношениям России и Франции в правление Александра I. Здесь представлены предметы из Олимпийского сервиза, преподнесенного русскому госуда-рю императором Наполеоном I по случаю заключения Тильзитского мира в 1807 году, оружейный гарни-тур работы Н.Н. Бутэ – подарок рус-скому генерал-губернатору Парижа Ф.В. Остен-Сакену от благодарных жителей города, а также звезда ор-дена Св. Духа, врученная Александру I королем Людовиком XVIII после победы над Наполеоном и рестав-рации монархии во Франции. Далее экспозиция знакомит посетителя с


историей «русской Ниццы», рассказывает об участии Оружейной палаты во Всемирной выставке в Париже в 1867 году, об укреплении франко-российской дружбы и заключении союза в конце XIX столетия. Среди представленных на выставке памятников, значительная часть которых демонстрируется впервые, особого внимания заслуживает ружье с золоченой фигурой дельфина, изготовленное в честь рождения долгожданного наследника французского престола, будущего короля Людовика XIV, а также раритеты из императорской коллекции, например, табакерка с портретом детей Людовика XVI и Марии-Антуанетты кисти придворного художника П. Соважа и молитвенник супруги Людовика XV, Марии Лещинской.
Экспонаты выставки в Музеях Московского Кремля служат зримым свидетельством прочности многовековых культурных связей России и Франции, взаимного интереса и уважения к традициям и духовной жизни наших народов.

  • Приходите с другом в кассы музея
  • Предъявляете кассиру скриншот этой публикации
  • Приобретаете один билет, а второй получаете по льготной цене
  • Приводите двух друзей — получаете два льготных билета!
  • Покупаете фирменное мороженое в ГУМе
  • Получаете купон
  • Обмениваете его на льготный билет в кассе нашего музея, расположенной на третьей линии
  • Отправляетесь в Кремль на выставку «Франция и Россия. Десять веков вместе»!
Акции действуют до конца работы выставки – до 9 января 2022 года!
Акции
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Реймсское» Евангелие
Ларец-реликварий с изображением Христа и ангелов в медальонах
Шпалера «Муза Астрономии Урания», из серии «Гротески на желтом фоне или фоне цвета испанского табака»
Рисунок «Встреча Петра I и Людовика XV в Париже 11 мая 1717 г.»
Шпалера «Портрет Петра I»
Табакерка
Кафтан и камзол императора Петра II
Табакерка с портретами представителей семьи Людовика XVI
Звезда ордена Св. Духа (шитая)
Яйцо пасхальное «Штандарт»
Картина «Императрица Жозефина принимает в Мальмезоне императора Александра и представляет ему своих детей»
Шкатулка
Письменный прибор с часами
Бюст Марии Антуанетты
Ружье охотничье
Рукоять для трости
Тарелка «Похищение Европы»
Часы карманные
Веер
Брошь-медальон
Часы каминные
Яйцо пасхальное «Память Азова»
Тарелка «Похищение Европы»
Часы карманные
Веер
Брошь-медальон
Часы каминные
Яйцо пасхальное «Память Азова»
КНИГИ И СУВЕНИРЫ
Издание приурочено к одноименной выставке в Музеях Московского Кремля и посвящено основным этапам многовековой истории взаимоотношений Франции и России, а также выдающимся личностям, которые внесли вклад в развитие русско-французских связей в сферах дипломатии, науки, культуры и искусства.
Каталог включает три раздела: «Межгосударственные контакты в эпоху Средневековья и посольства первых Романовых», «Изучая французский опыт: духовное сближение и просвещенное взаимодействие» и «Противостояние с Первой империей – союз с Третьей республикой», которые охватывают историю русско-французских отношений начиная с XI века, когда дочь великого князя Ярослава Мудрого Анна стала супругой французского короля Генриха I, и до конца правления династии Романовых.
В каталоге, сопровождающемся большим количеством иллюстраций, представлены более 200 экспонатов из ведущих собраний России, Франции и Великобритании – великолепные произведения искусства, созданные талантливыми французскими и русскими мастерами, книги и документы, связанные с судьбами выдающихся государственных деятелей, ученых и литераторов. Общее прошлое двух великих держав показано в книге как сложный, живой и полифоничный процесс, как диалог сквозь века, основанный на взаимном интересе и давних культурных связях наших народов.

More products
More products
ПРЕССА И МЕДИА
ПРЕСС-РЕЛИЗ
СТАТЬИ
ВИДЕО
ПРЕСС-РЕЛИЗ
17 сентября 2021 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе», организованная в перекрестный Год межрегионального сотрудничества России и Франции. В рамках проекта, посвященного многовековой истории культурных и дипломатических отношений двух стран, будет представлено более двухсот экспонатов: мемориальные предметы, архивные документы и художественные произведения из российских и зарубежных музеев.

Музеи Московского Кремля продемонстрируют историю русско-французских отношений через переплетение судеб ярких личностей: выдающихся государственных деятелей, ученых, литераторов, художников и мастеров. Такой подход позволит воссоздать в экспозиции отношения двух стран как живой, многогранный, временами противоречивый, но неизменно плодотворный для обеих сторон процесс.
06.09.2021
ФРАНЦИЯ И РОССИЯ. 10 ВЕКОВ ВМЕСТЕ
СТАТЬИ
ВИДЕО
АЛЕКСАНДР ВОРОНКО
Директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации
Eсли бы не было такого замечательного повода для создания этой выставки, как перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции, то его надо было придумать. Действительно, наши культуры объединяет очень и очень многое: мы можем часами говорить о французском искусстве, если спросить у француза о русском искусстве – наверняка тут же услышишь, как минимум, про Дягилевские сезоны начала XX века. Благодарю, что в это непростое время мы можем получить наслаждение от прикосновения к подлинным шедеврам мирового искусства. Я уверен, что на ближайшие четыре месяца это место станет эпицентром культурной жизни не только Москвы, но и всей России и, дай бог, мирового сообщества.

Александр Грушко
Заместитель министра иностранных дел РФ
История российско-французских отношений уходит вглубь веков. Отправной точкой мы можем считать поразительную историю бракосочетания с французским королем Генрихом I дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны, ставшей неотъемлемой частью истории Франции и оставившей в ней заметный след. С тех пор судьбы наших стран переплетались в самых разных областях. Я напомню, что постоянный секретарь французской Академии Элен Каррер д'Анкосс, пользующийся в России огромным уважением и авторитетом, справедливо заметила, что ход истории неоднократно сближал, объединял, противопоставлял и примирял Россию и Францию.

Во Франции прекрасно знают, что текст и музыка главной песни Сопротивления — песни Партизан — были написаны выходцами из России Анной Марли, Жозефом Кесселем и Морисом Дрюоном. В нашем мире, несмотря на различия подходов к политическим проблемам, проблемам современного мира, сохраняется очень позитивная атмосфера наших отношений, развивается политический диалог, взаимные культурные связи, симпатии двух народов друг к другу составляет очень прочную основу двусторонних отношений. И этот год не является исключением: у нас огромное количество мероприятий, подтверждение этому – насыщенная программа мероприятий Перекрестного года регионального сотрудничества между Россией и Францией. Я верю, что сегодняшняя выставка станет еще одним весомым вкладом в укрепление дружественных добрососедских отношений между двумя странами.

Пьер Леви
Посол Франции в России
С одиннадцатого века отношения между нашими двумя странами развивались и обогащались, о чем свидетельствует разнообразие представленных сегодня экспонатов. Они являются многочисленными иллюстрациями франко-российских человеческих отношений на протяжении тысячелетней совместной истории.

Брак княгини Анны Ярославны с королем Франции Генрихом I упоминается в Евангелии, предоставленном городской библиотекой Реймса. Сложно, конечно, узнать точное происхождение и ход создания этого замечательного документа, но что касается человеческого отношения, важно то, что хранится в коллективной памяти, а именно что брак, который состоялся, к счастью, до раскола в христианстве, свидетельствует нашему сознанию общего европейского пространства.

Я счастлив, что Музеи Кремля предлагают своим зрителям выставку, раскрывающую перспективы франко-российской дружбы, которую мы все чувствуем каждый день. Эта дружба доказывает, что человеческий обмен является наиболее важным и прочным в плане двусторонних отношений.

Михаил Швыдкой
Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству

Связь России с Францией настолько глубинна и парадоксальна, что многие даже забывают о том, что знаменитая фраза, которая считается оплотом монархии русской и славянофильства, про самодержавие, православие и народность, была написана на французском языке.

Не будь пандемии, не будь карантинов, эта выставка достойна присутствия двух президентов, она достойна самых высоких официальных церемоний. Это действительно кремлевский подарок российскому народу со стороны Музеев Кремля, Франции. И это большое счастье быть сегодня здесь. Можно осмотреть 200 экспонатов этой выставки, но вот просто подойти к Реймсскому Евангелию — и на всю жизнь это останется в вашей душе и, может быть, даже просветлит всех нас, потому что к нему прикасались самые великие люди в истории Франции и в истории России.
ГОСТИ
Татьяна Метакса
Советник генерального директора Государственного музея Востока
Я очень люблю Музеи Московского Кремля, каждая выставка здесь – это настоящий подарок, каждая выставка — это жемчужина в великолепном обрамлении, прекрасная работа дизайнеров, труд кураторов. Данная выставка говорит о том, что называется «вечная дружба», хотя были разные моменты в истории России и Франции. Но тем не менее, мы очень близки, и эта близость, на мой взгляд, непоколебима. Здесь представлены экспонаты не только из фондов Музеев Кремля, но и из разных прекрасных европейских музеев, а значит эта выставка еще одно подтверждение того, насколько мы любим друг друга.
Владимир Клавихо-Телепнев
Российский фотограф
Шпалера в первой части экспозиции поразила меня количеством деталей. Каждого персонажа и деталь можно рассматривать бесконечно, каждый фрагмент можно увеличивать, изучать, они все — произведения искусства. Эта шпалера по стилистике напомнила мне росписи Помпеи. Еще меня очень заинтересовали костюмы и портреты в костюмах, где видны все нюансы, тонкий рисунок кружев. Моя работа сейчас очень связана именно с деталями, поэтому на них мое главное внимание.
Сергей Пепеляев
Управляющий партнер «Пепеляев Групп»
Очень интересная и познавательная выставка, здесь представлено знаменитое Реймсское Евангелие, которое связано с российской историей, на котором принимали присягу при коронации французские короли, которое я, например, никогда не видел. Здесь эти замечательные кружева, производство которых невозможно вообразить, оружие тончайшей работы и ценности. Очень интересная подача выставки, интересно рассматривать эти уникальные произведения
Инна Баженова
Основатель фонда «IN ARTIBUS», издатель международной сети «The Art Newspaper»
Я как коллекционер интересуюсь в очень большой степени искусством Франции. История искусства невозможна без вклада Франции. Мы знаем о значительных взаимовлияниях. Я сама собираю предметы искусства XX века, и наша московская школа знаменита тем, что имеет свои истории во французской школе в середине XX века. В моей коллекции есть и старинные французские шпалеры, и предметы Лиможа, живопись XVIII века, импрессионисты и постимпрессионисты и живопись XX века. Я этой частью коллекции очень горжусь и мне очень приятно видеть на этой выставке предметы французских мастеров и замечать рифмы с моей коллекцией. Я уверена, что эта выставка будет интересна всем, кто любит искусство и Францию.
Пьер-Кристиан Броше с супругой Анной
Книжный издатель, коллекционер
Я всегда в восторге от прекрасных объектов XII-XIII веков, которые есть в коллекциях в России. Мне всегда интересно, как попадают в коллекции других стран вещи, которые могли бы иметь очень важный вес во Франции. История подарков и подношений очень трогательная, хотелось бы, чтобы и наши политики продолжали так же дружить.
ПОСЕТИТЕЛЯМ
СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ
КАК ДОБРАТЬСЯ
РЕЖИМ РАБОТЫ
с 10.00 до 17.30
кассы: с 09.30 до 16.30
выходной – четверг
камера хранения: с 09:00 до 18:30
экскурсионное бюро:
СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ?
билет на посещение выставки доступен онлайн, в кассах и терминалах Музея. Для основной категории граждан. Посещение выставки организовано по сеансам каждые полчаса
с 10:00 до 16:30.
билет на посещение выставки
с экскурсией доступен онлайн и в кассах Музея. Для всех категорий граждан. Посещение выставки организовано по сеансам каждые полчаса с 10:00 до 16:30.
Проход в музеи возможен только
в маске, перчатках и с соблюдением дистанции 1,5 метра
КАК ДОБРАТЬСЯ?
1
3
2
4
Экскурсионно-туристический центр
в Александров-
ском саду
Кутафья башня
проход на территорию
Выставочный зал Успенской Звонницы
Выставочный зал Патриаршего дворца
НАЧАЛО ОСМОТРА
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСМОТРА
спонсоры выставки
информационные партнеры
стратегический
медиапартнер
радиопартнер
ПАО «Промсвязьбанк»
Золотодобывающая компания
Made on
Tilda